"Жизнь Верлена прошла в погоне за утраченными иллюзиями детства, не то чтобы счастливого, а невинного. Грезы реализовались - и вновь становились призраками: на смену незабвенной Элизе приходит 16-тилетняя фея Матильда Моте, которая став женой Верлена, быстро превращается в ограниченную мать семейства и отступает перед гениальным ребенком Артюром Рембо; тот, мучительный и проклинаемый, исчезает, чтобы уступить место тихому Люсьену Летинуа, который заменил в сердце поэта то ли Рембо, то ли отлученного от Верлена маленького сына Жоржа... Но все они, исчезнув, продолжали как фантомные боли преследовать Верлена всю его жизнь."Нет, ну я знала про жену, про Рембо, про кузину можно было бы догадаться, но чтобы после Артюра со своим учеником... *улыбнулась* я искренне полагала, что он был его последней любовью *задумалась*
а если серьезно, самое страшное, что он потерял всех, кого любил... смерть отобрала их у Поля одного за другим...
"ИСПОВЕДЬ"
читать дальшеТот малыш, которым я был, не слишком спешил расти и тем более – умнеть, однако окружающий мир занимал мое любопытство. Раньше всего сформировалось умение смотреть: ничего не ускользало от моего взгляда, я все замечал, я был неутомимым охотником за формой, цветом и тенью. Свет зачаровывал меня, и, хотя я трусил в темноте, ночь влекла меня к себе, к ней толкало меня любопытство, может быть, или переход белизны в черноту.
Что-то было в этих словах такое искреннее и в то же время знакомое... пробудило давно ушедшие воспоминания о детстве... и о том времени, когда я сама "познавала" мир))
Первым моим впечатлением от Парижа было уродство, грязь и липкий дневной свет, а также приторный запах, разлитый в воздухе, - ноздри-то мои привыкли вдыхать простые и вольные ветры восточной Лотарингии и благотворный воздух города, распланированного как шашечная доска.
Согласитесь, Париж времени Верлена совсем не похож на ту картинку, какую рисует наше воображение (и не только), когда мы слышим название этого города...
Бульвар – это спозаранку кишащий людской муравейник, роскошь и богатство, философия и веселье, притворные и истинные, истинные и притворные, но всегда свободные, бурные и вместе с тем легкомысленные.
Противоположности, контрастность... у него везде сравнение... абсурдности с серьезностью, белого с черным и т.д. Для символизма это характерно... Для Поля это характерно... Возможно именно этим он меня и привлек в свое время, кто знает...
«Родиться, жить и умереть (как можно позже) в одном и том же доме!» - счастье это дается не каждому, хотя разве можно за что-нибудь отвечать: то, что суждено умереть, мне и до сих пор кажется безумием.
Почему-то мне не хочется такого "счастья")
Про смерть я бы тоже поговорила, но явно не сама с собой))
Того, кто головой уходит к облакам
И царства мертвецов касается корнями.
просто понравились строчки...
Говорят, что, прежде чем придет срок последнего платежа, каждому суждено отдать свою дань, свой должок.
Я всегда говорила, что за все в этой жизни приходится платить... рано или поздно...
Бодлер в это время оказал на меня влияние, по крайней мере как пример для детского подражания в любом жанре, какой пожелаете; влияние это действительно было, а в дальнейшем только росло, и со временем значение Бодлера прояснилось и приобрело смысл.
О Бодлере я буду читать позже... Но то, что он сделал неоценимый вклад для развития французского символизма того года, дав толчок, или если можно так выразиться, показал свет в конце темного тоннеля, неоспоримо! И тот же Верлен, тот же Рембо его уважали...
Итак, меня захлестнула чувственность, которая между 12-ю и 13-ю годами одержала надо мной победу. Я даже думаю, что тогда я только и мог думать о том, как бы не держать руки по правую и левую сторону тела, а класть их на то место, где было так приятно… еще приятней… о, как приятно! И так длилось 8 лет.
без комментариев))
Однако поспешу ради справедливости отметить, что мои «падения» ограничивались проявлениями ребяческой чувственности, это все так, но совершенно никакой «грязи» - одним словом, совместные, а не одинокие мальчишеские любовные шалости.
Вот и что можно после этого думать? что они там в пансионате все этим занимались? или не этим, или не все
О отстранение, еще одно из зол!
Искать покой в словах и думать, что нашел,
В пучины разума пытаясь погружаться,
То, чем усталые надежды освежатся,
А все, как ни черпнешь, - то пресно, то горчит!
Не могу не согласиться...
Неуловимая грусть, как траурная вуаль, была наброшена на красно-черные сумерки в угрожающей и душной атмосфере августовского вечера, напоенного влажными ароматами и электрическим светом.
Эпитеты и сравнения, которые он использует, меня всегда удивляли и привлекали...
Наше время – время удушья,
Мы с тобою сердца и души
Воедино должны сплести:
Если буря ждет у порога,
Две отваги – не так уж много,
Чтобы выжить в этом пути!
просто нравится)
Но все пошло вразнос в нашей семье, когда в октябре 1871 года появился в Париже Артюр Рембо, к которому моя жена тут же прониклась совершенно несправедливой ревностью, причем выражала ее грязно-неучтиво… в общем-то речь шла даже не о влюбленности, не о симпатии, возникшей между двумя столь разными натурами, как автор «Сидящих» и я, а лишь о восхищении, безмерном удивлении перед лицом этого 16-тилетнего мальчишки, уже тогда написавшего вещи, которые, как восхитительно заметил Фенеон, «может быть, были выше литературы»…
В "Исповеди" это единственное упоминание об Артюре. Поэтому я привела его целиком... "грязно-неучтиво" меня повеселило) да и то, что Поль как бы не отрицает даже, что влюбленность имела место))"МОИ ТЮРЬМЫ"
читать дальшеОни идут, их башмаки
В тиши стучат,
Робки, жалки,
Из трубок – чад.
Ни слова – карцер за стеной:
И не вздохнешь!
Как давит зной –
Вот-вот умрешь.
зацепило...
"Мои тюрьмы" - вообще очень противоречивые... и очень эмоциональные...
Здесь больше упоминается о Рембо... Не называя имен, конечно же, Поль рассказывает о том, как путешествует с ним, о ссорах в семье, о размолвке с Артюром, которая привела к тому, что он и оказался в тюрьме... Если кому интересно, это как раз 3-я и 4-я главы "тюрем"
О Рембо, в те поры окруженный заботливым уходом, потому что я тебе сделал бо-бо, в чем еще буду каяться всю свою жизнь, ведь я чуть было не убил тебя, - о, как бы ты смеялся, мой бедный, навсегда ушедший друг, если бы слышал, что тебя читают «жертвой»!
Удивило и повеселило)))
Еще меня поразила 10-я глава. Еще помня "Полное затмение", меня удивило, что Поль так легко обратился к Богу и ему явилось знамение. Так вот об этом описано именно тут... Заканчивается все это словами священника, которому исповедовался Верлен. И повергшими меня то ли в шок, то ли в недоумение)))
И разве среди прочих вопросов не задал ли он мне и этот, таким обычным тоном, не удивляющим, не удивленным:
- А у вас никогда не было с животными?
Значит, с женщинами и с мужчинами у него точно было)))
Боюсь, что у него и в правду была насыщенная жизнь
"МОИ БОЛЬНИЦЫ"
читать дальшеНепроглядно черный антракт: нищета и чуть ли не петля, так что радуешься обострению болезни и третьей больнице. По крайней мере – покой вдали от людей, и никто не мешает тебе страдать. Мысли о смерти – и о чужой, и о своей собственной – улетучиваются с парами эфира и фенола.
Почему-то напомнило о том, что наблюдается сейчас...
Жизнь не так коротка, не так быстротечна. Она состоит из смены положений. И в ней особая, всеподавляющая роль отворится терпению. С другой стороны, вряд ли исчезли те причины, благодаря которым вы и причастились больничного бытия. В конце концов, просто безрассудство – стремиться в иные приюты, а в вашем случае – даже самонадеянность. Вы это поняли и покорились неизбежному. Новые впечатления ожидали вас в той же среде, да может ли существовать иной конец, кроме естественного, обусловленного вашими аскетическими, отчасти вынужденными привычками, - никому не известно.
Здесь он вообще разговаривает сам с собой, обращаясь к себе на Вы...
Размышления о жизни... о своей собственной жизни...
Возвращение в стойло на сваях, где, заметим в скобках, 2 месяца до отлучки прошли подле больного близкого друга, после чего поэт выписался вместе с ним и, будучи на модном курорте, обменивался с ним письмами. И славные же это были летние месяцы! А за ними последовали 6 приятных зимних недель подле другого, не менее близкого друга. За это время привязываешься к милому тебе существу еще сильнее, чем прежде; это чувство больше чем братское, больше чем школьная дружба. Это и братство, и школьная дружба, но привитые к будущему. И поверьте мне, это восхитительно.
Я долго ломала голову над тем, что это за близкие друзья, о которых Верлен упоминает... И стоит ли искать скрытый подтекст в словах "привязываешься к милому тебе существу еще сильнее, чем прежде"... вспоминая его исповедь священнику, уже ничему не удивлюсь)
Просто интересно, о ком он это говорит..."БОЛЬНИЧНЫЕ ХРОНИКИ"
читать дальшеРазумеется, мы выйдем отсюда раньше или позже, более или менее подлеченные, более или менее довольные, более или менее уверенные в будущем, - словом, более или менее живые.
И все равно в словах сквозит обреченность..."ЗАПИСКИ ВДОВЦА"
читать дальшеВ сущности, я – христианин; а вас, хоть вы и язычница, ибо женщина, вас не оттолкнет моя молитва о мертвой!
задело до глубины души... что если женщина, то обязательно язычница!
хотя, по сути в 19-м веке у женщин все еще не было особых прав... но все же... сие возмутительно... но, пожалуй, что лишь потому, что живу в другое время..."ЛУИЗА ЛЕКЛЕРК"
читать дальшеЗимой темнеет сразу, да и огонь живет бок о бок с вами, пыхтит и потрескивает, так что можно подумать, будто он беседует с вами, обдавая жарким дыханием, смотрит на вас в тысячу знакомых глаз.
Что-то в этом есть такое необычайно родное... и теплое... что заставляет улыбнуться и вспомнить, за что мы любим холодные зимние вечера, сидя дома в тепле и уюте)
Гораздо больше любовь напоминает сову. У нее совиные петляющие пути, угловатый полет по косой, мягкое совиное оперенье; а когти! У нее огромные, прекрасные, немигающие глаза, великолепные, величавые, бесшумные совиные крылья, глуховатый зловещий вскрик, неслышный бросок на добычу, и всегда без промаха, а после, когда добыча сожрана, - она улетает незримо на черную башню, на темный соломенный кров в безмятежной ночи. Но что за когти у них у обеих, что за клювы – у любви, у совы!
Подобного сравнения я не встречала нигде и ни у кого... необычно... опять же в чем-то обреченно и даже я бы сказала депрессивно... но в то же время очень сильно...* * *
читать дальшеТы вспомни и себя, хотя другим ты занят,
Себя, наивного, как малое дитя,
Пришедшего сюда, где люди любят, ранят
На странный свой манер, смеясь или грустя.
За искренность твою тебе досталось мало?
напомнило... очень... меня...
Он разговорчив, откровенен, порою чрезмерно, и почти всегда занятен. Он смеется от всей души, без какой бы то ни было задней мысли. Этот злодей Коль вложил ему в руки такую лиру, точно она вмурована в стену, а струны ее больше всего похожи на тюремную решетку.
попыталась найти в сети этот шарж, написанный Эмилем, но так и не нашла... любопытно было бы взглянуть))ЗЫ. Спустя больше чем пол года я ее таки закончила читать...
Поздравляю с окончанием чтения книги, судя по посту - она интересная и очень "жизненно-философская"...
читать дальше
оу...Это здорово. Люблю стихи.
У меня еще с третьего класса валяются томики Есенина, Блока и Асадова, зачитанные до дыр.
Есенина читала, Блока учила, а вот с Асадовым не знакома) для меня это как ни как иностранная литература, с которой нас толком даже не познакомили *вздохнула*
Оу...понятно..*улыбка*
Эдуард Асадов очень точно жизненно и эмоционально писал. Я в детстве (лет в 10) с его стихами познакомился и влюбился...